По заказу губернатора пермской области господина Чиркунова голландскими архитекторами был разработан мастер-план Перми, который определит характер застройки этого города-миллионика. Это событие для многих могло остаться незамеченным, если бы не недавнее принятие скандального генплана Москвы. На фоне генплана Москвы, представляющего из себя красиво нарезанные квадраты участков под застройку для ключевых инвесторов, мастер-план Перми выделяется целым рядом ценнейших преимуществ.
Во-первых, разработка такого важного документа проводилась на конкурсной основе, были призваны лучшие архитектурные компании в мире, которые предоставили свои эскизы-проекты, среди них был отобран лучший. Генплан Москвы такой чести не удостоился – его кроили в узком кругу чиновников, сам процесс кроения был тщательно скрыт от глаз общественности. Родная градостроительная школа безнадёжно отстала от современных тенденций городского планирования и давно уже не учитывает сегодняшних особенностей развития мегаполисов. Всё что мы имеем – это задел 60-80-х, с этого времени ничего нового в отечественной градостроительной школе так и не появилось, а время идёт, мир меняется, растёт количество автомобилей, уровень экологии падает, плотность населения возрастает, открываются новые виды транспорта, но для нас всего этого как будто не существует. В архитектурном плане мы застряли в советском времени. Хотя генплан Москвы не блещет вообще никакими архитектурными решениями, даже в традициях советского прошлого. В принципе это даже не генплан. Генплан подразумевает обновление всей структуры города, а тот документ, что был разработан, лишь определяет уровень застройки ещё не застроенных пятачков. Пермь в этом отношении с его новым мастер-планом смотрится как современный европейский мегаполис, распланированный по последнему писку мировой архитектурной моды. И дело даже не в красоте, а в функциональности, но об этом чуть позже.
Второе отличие кроется в самом названии документов. Мастер-план существенно отличается от генплана. В частности мастер-план даёт лишь определённые принципы, согласно которым должна производиться застройка. В мастер-плане не акцентируется внимание на том, кто и где что должен построить, нет конкретного зонирования территории. Качество застройки должно контролировать население города, архитекторы лишь указывают общую схему, удаляясь, таким образом, от коррупционных процедур раздачи участков инвесторам.
Дело в том, что Пермь на сегодняшний день представляет собой промышленный город, в котором жить не так уж комфортно, помимо наличия промышленных предприятий в центре города также сказывается транспортная проблема, которая сейчас актуальна для всех городов России, поскольку советские города строились исходя из других объёмов транспорта.
Одним из самых важных решений является рекультивация промышленной зоны в центре города, находящейся на берегу Камы. Вместо заводов и складов в этом месте планируется создать набережную, утопающую в парках. Общественное пространство должно протянуться на всю длину прибрежной зоны Перми. В Москве такие места обычно отдают под строительство офисных небоскрёбов, потому что земля там очень дорогая. Но Голландцы люди умные и понимают, что если в городе никто не захочет жить, то и цена земли будет весьма низкой, а если в городе есть достаточное количество парков, где люди могут отдохнуть, то это повышает престиж города.
Одним из нововведений градостроительного планирования является введение квартальной системы застройки, вместо привычной мирокрайонной. В чём отличие микрорайона от квартала? Каждый микрорайон – это замкнутая ячейка жилой застройки. На микрорайон приходится определённое количество дорог, магазинов, школ и т.д. По границам микрорайон обычно окаймляется транспортными магистралями. Квартал также является такой ячейкой, но которая значительно меньше. Таким образом, дорожная сеть становится более плотной, плотность населения в отдельно взятой ячейке снижается, количество общественных пространств и образовательных учреждений на одного человека – увеличивается, всё это резко повышает комфортность проживания, низкая плотность заселения снижает уровень криминогенности, загрязнения и нагрузки на инженерную инфраструктуру.
Самым главным, и поистине революционным нововведением, которое принесли голландцы, является снижение этажности жилой застройки. Пермь была спланирована как среднеэтажный город, дома должны быть около 5-7 этажей, в крайнем случае 9, но никак не больше. Никаких 20-этажных монстров в городе быть не должно – это снижает престиж города, поскольку такие дома плодят неблагополучные кварталы, в которых просто невыносимо жить. С одной стороны голландцы поступили неосмотрительно, ведь при такой застройке девелоперы не смогут отбивать деньги, потраченные на строительство. В краткосрочной перспективе такое решение действительно выглядит не очень эффективным. Однако при повышении комфортности проживания спрос на жильё в Перми начнёт расти, туда начнут переезжать из других городов, стоимость жилья вырастет и это решит проблемы девелоперов.
Пермь пошла по иному цивилизованному пути, стремясь стать современным европейским городом. Москва же по всем этим пунктам движется в строго противоположную сторону, превращаясь не в мировой центр туризма или финансов, а в индустриальную помойку, в которой просто невозможно существовать.
Но начало новому здравому планированию уже положено. Всё определяют кадры, появляются грамотные образованные управленцы, которые будут постепенно сменять бездарных хозяйственников, доставшихся нам в наследство от советской системы госплана, рано или поздно этот процесс переломит сложившуюся ситуацию, будем надеяться на это.