Если бы вы в начале двадцатого века захотели прокатиться на поезде из Парижа в Орлеан, то Вам следовало купить билет на поезд, который отправлялся с вокзала Орсэ. Вокзал этот был спроектирован в конце девятнадцатого века известным французским архитектором Виктором Лалу и был открыт 28 мая 1900 году, став, таким образом, одним из первых электрифицированных вокзалов того времени. Рядом с вокзалом находилась гостиница для уставших путников, а сам он располагался рядом с Лувром, на берегу Сены – согласитесь, положение более чем удачное. Архитектурное решение здания было довольно-таки смелым для того времени: мало того, что эклектичное смешение трех стилей (модерн, рококо и стиль эпохи Наполеона III), так воображение поражали высоченные 40-метровые своды.
Вокзал был одиозен. Впрочем, в 1939 году надобность в отправлении поездов с этого вокзала неожиданно отпала, и его закрыли. Вокзал прождал в забвении почти 40 лет – только в 1970-х годах о полуразвалившемся здании вспомнили и присвоили ему статус памятника. До этого музей некоторое военное время служил тюрьмой, потом гостиницей, после чего о нем окончательно забыли. Но, согласитесь, вокзал посреди города, с которого никуда не уедешь – немного странно. И тогда предприимчивые французы придумали перепрофилировать вокзал под музей. Одним из таких предприимчивых французов был директор Лувра Жан Мишель Лаклотт, решительно выступавший против сноса этого здания.
Так появился всемирно известный музей Орсэ. Рекоснтрукция здания под новые нужды была перепоручена итальянскому архитектору и дизайнеру Ги Оленти – он разместил выставочные площади музея таким образом, что у посетителя не возникает ощущения, будто он ходит по десяткам совершенно одинаковых залов. От старого вокзала остались часы, напоминающие о поездах Париж – Орлеан и о быстротечности времени. Сам музей открылся в 1986 году, что стало крупнейший событием как в музейной, так и в культурной жизни Парижа, да и всего мира. И действительно: насколько был амбициозен проект вокзала в 1900 году, настолько был амбициозен и проект открытия музея в этом здании 80 лет спустя. Хотя сегодня использование промышленных зданий под музейные экспонаты вошло в моду и воспринимается как данность. Несомненно, главным экспонатом этого музея является само здание вокзала.
Но не все так просто. По задумке проектировщиков, музей должен был отразить дух эпохи – смена девятнадцатого столетия двадцатым. А лучше, чем импрессионисты, этого не сделал, пожалуй, никто. Так сформировалась экспозиция музея, охватившая почти 70 лет – с 1848 по 1905 год. В одном из залов в 1986 году была собрана коллекция картин художников, рисовавших вокзалы, - выставка, специально приуроченная к открытию музея.
Сегодня музей Орсэ – это своеобразное путешествие в пространстве и во времени. В пяти выставочных залах собраны картины таких всемирно известных художников, как Жан-Франсуа Милле, Теодор Шассерио, Камиль Коро, Эдгар Дега, Клод Моне, Жорж Сёра, Поль Синьяк, Эдвард Мунк, Пьер Боннар и множества других. В музее представлены работы как импрессионистов, так и их предшественников и последователей (постимпрессионизм). Кроме того, большое место отведено скульптурным композициям, также отражающим дух ушедшей эпохи. Здесь, например, можно увидеть скульптуру Бальзака, выполненную Роденом, или скульптуру 14-летней танцовщицы Эдгара Дега. Здесь же представлены легендарные «Завтрак на траве» Моне, «Класс танца» Эдгара Дега, «Красные крыши « Камилла Писсарро, «Руанский собор» Моне, «Звездная ночь» Винсента ван Гога. Впрочем, живописью и скульптурой экспозиция музей не ограничивается: здесь можно увидеть множество предметов декоративного искусства – например, коллекцию стульев эпохи ар-нуво, ширм, вееров, посуды, подсвечников, шкафов и шифоньеров.
И словно бы отвечая духу времени, связывая прошлое с настоящим, один из центральных залов посвящен фотографии. Впрочем, фотографии не вполне обычной, как и все, что есть в этом бывшем вокзале Орсэ.